
Алексей Сизов
Вице-президент по развитию Ассоциации КорпФинтех
В начале моей карьеры, в период активного внедрения в российских компаниях практик, соответствующих закону Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), мне довелось руководить внутренним аудитом «Coca-Cola HBC Eurasia» в России.
Мой наставник с самого начала заложил в меня принцип: любая деятельность в компании должна приносить пользу. Прошли годы, но я до сих пор сталкиваюсь с тем, как менеджмент подходит к системе внутреннего контроля формально, «для галочки». В результате вместо эффективного инструмента управления получается набор бессмысленных процедур, которые никто не может внятно объяснить.
Каждая компания осуществляет платежи. И каждый руководитель и владелец бизнеса, небезосновательно, считает этот процесс критичным и высокорискованным. При этом, будет ошибкой считать, что лучший контроль для платежного процесса, когда руководитель высокого уровня лично просматривает все платежи перед отправкой в банк.
Чтобы избежать этой бюрократической ловушки, система контролей должна быть не набором разрозненных правил, а логичной и целостной конструкцией. Покажу, как это работает, на примере одного из самых рискованных процессов — платежного.
Давайте перечислим риски, связанные с платежным процессом. Но сделаем это не казенным языком, а простыми словами:
- Риск заплатить не туда — ошибки в реквизитах, недобросовестные действия сотрудников, взлом системы… Всё это может привести к тому, что деньги уйдут не по адресу. И даже если получится их вернуть, пройдет время, которое, как известно, тоже деньги. Сюда же можно отнести возможные санкционные риски в связи с оплатой «неправильному» контрагенту
- Риск заплатить больше — дублирование платежей, ошибки в суммах, допущенные случайно или намеренно, оплата за фактически не выполненные работы или непоставленные товары.
- Риск заплатить не вовремя — просроченные оплаты несут риски начисления пеней и штрафов, в то же время заплатить раньше, это значит изъять деньги из оборота раньше срока. Платить нужно вовремя. Идеальный вариант — оплата в день наступления обязательств.
Риски могут реализовываться по различным причинам, но в итоге всё сводится к этим трем. Внутренние контроли внедряются в компании, чтобы снизить вероятность реализации риска.
Важно понимать: контроль не устраняет риск полностью, а лишь снижает вероятность его реализации до приемлемого для бизнеса уровня. Система контроля, которая стремится к стопроцентному исключению всех рисков, парализует деятельность компании.
Процесс исполнения платежей в компании всегда является делом очень важным и требующим внимания. При этом, важно понимать, что платеж это всегда результат целого ряда предшествующих действий. Давайте разберем основные контроли, цель которых снизить до приемлемого уровня риски связанные с платежным процессом:
Контроль за соблюдением стандартных условий оплат
Стандартные условия оплаты определяются организацией для своих поставщиков и покупателей в зависимости от условий ведения бизнеса. Таких условий в справочнике может быть сколько угодно. Главное, чтобы при заключении договора условия оплаты определялись на основании объективных критериев.
Пример:
Для поставщиков:
Услуги — отсрочка платежа — 30 дней. Материалы — 60 дней.
Для покупателей:
Оптовик — 15 дней; Дистрибьютор — 30 дней; Ключевой клиент — 35 дней.
Критерии могут быть разными. Важно, чтобы условия оплаты поддавались автоматизации и базировались на аналитиках, которые участвуют в планировании. Тогда можно будет автоматизировать построение БДДС (бюджета движения денежных средств) на основании плана продаж и закупок.
Требования к ИТ-системам:
- Наследование условий оплаты от договора или закупочных документов до автоматического определения системой даты оплаты на основании первичных документов.
- Автоматическое определение даты платежа на основании условий оплаты.
- Любые ручные корректировки даты платежа должны быть доступны только финансовому отделу и попадать в регулярный отчет.
- Отчет должен формироваться автоматически за период, демонстрировать все ручные корректировки даты оплаты и финансовый результат таких корректировок. Отчет подлежит регулярной проверке руководителем, независимым от процесса корректировки условий оплаты. В случае существенного (превышения установленных значений существенности) влияния корректировок на финансовый результат, информация включается в регулярный отчет для финансового директора с консолидированной информацией о причинах наиболее существенных отклонений.
Контроль: При согласовании договора стандартные условия оплаты не требуют дополнительного согласования, а нестандартные должны обосновываться и согласовываться финансовым департаментом. Все ручные корректировки проверяются на наличие соответствующего обоснования.
Контроль за данными контрагента
Достоверность и актуальность справочника контрагентов — это основа уверенности в том, что деньги уйдут по адресу, а не на деревню к дедушке. Это достигается централизацией ведения справочника и определением прозрачных и строгих правил его ведения.
Требования к ИТ-системам:
- Изменение записей в справочнике контрагентов доступно только специально выделенным сотрудникам, отвечающим за мастер-данные.
- При заключении договоров, формировании первичных и платежных документов и прочих действиях реквизиты и прочие данные система берет из справочника.
- Изменения в справочник вносятся на основании заявок с приложением подтверждающих документов и после проведения комплаенс-процедур.
- На регулярной основе автоматически формируется список неактивных контрагентов. В случае отсутствия подтверждения о необходимости сохранения активного статуса действия с этим контрагентом блокируются.
- Справочник контрагентов подключается к постоянному мониторингу риск-факторов (сообщения о банкротстве, судебные иски, изменение собственников, места регистрации, руководителя и пр.).
Контроль: Меры по ведению справочника контрагентов должны обеспечивать достоверность и актуальность данных в этом справочнике и автоматическую блокировку возможных транзакций с контрагентами, по которым выявлены факторы риска. Доступ к ведению и корректировке записей в справочнике должен быть организован в соответствии с принципом разделения полномочий (segregation of duties).
Контроль лимитов на контрагентов
Установление и регулярный пересмотр лимитов на контрагентов — это эффективный способ ограничения рисков.
Требования к ИТ-системам:
- Должна быть возможность установки как минимум двух типов лимитов на контрагентов:
- Лимит на единоразовую выплату
- Лимит на общий размер необеспеченной задолженности
- ИТ-системы должны обеспечивать автоматическую выборку и восстановление лимитов, а также блокировку транзакций в случае, если транзакция превышает один или оба лимита
- Доступ к корректировке лимитов должен быть у сотрудников, не вовлеченных в работу с контрагентами. (Разделение полномочий)
- ИТ-решение должно позволять производить перерасчет лимитов в соответствии с утвержденной в организации методологией.
Контроль: Для всех контрагентов устанавливаются кредитные лимиты в соответствии с утвержденной в компании методологией. Лимиты регулярно пересматриваются. Транзакции, превышающие установленные лимиты, автоматически блокируются.
Согласование реестра платежей
Если описанные выше контроли эффективно работают, то согласование реестра платежей перед формированием платежных поручений сводится к необходимости проверить наличие обоснования и соответствующих согласований для платежей (заявок на платеж), созданных вручную.
Требования к ИТ системам:
- В реестре платежей для согласования должны быть выделены платежи, сформированные или скорректированные вручную. Для каждой корректировки или ручного платежа должен быть написан комментарий и приложены обосновывающие документы или ссылка на них.
- Отдельно выделяется функциональность по отслеживанию дублированных платежей, как в рамках текущего реестра, так и по сравнению с предыдущими периодами.
- После отправки на согласование реестр платежей блокируется для изменений (это базовый принцип организации контролей), вносить записи и согласовывать должны разные люди (разделение полномочий).
Контроль: Реестр платежей формируется из системы и проверяется руководителем, не имеющим доступа к функциям ручного ввода и корректировки платежей.
Контроль исполнения платежа
Контроли при непосредственном выполнении платежей зависят от того, какими техническими средствами пользуется организация для отправки в банк финансовых сообщений.
Если используется банк-клиент, то это будет комплекс контролей, связанных с переносом файла с реестром платежей на выделенный компьютер. В этом случае я бы предложил сделать акцент на сверку выгружаемого из операционной системы компании реестра платежей и реестра платежей, сформированного в банк-клиенте для отправки в банк. При этом сотрудник, осуществляющий проверку, не должен иметь прав на редактирование обоих реестров. Его функция — сверить реестр платежей, выгруженный из системы, с реестром в системе банк-клиент. Такой способ подходит организациям с относительно небольшим количеством платежей.
Крупные компании, осуществляющие большое количество платежей, часто приходят к необходимости интеграционных решений с банками. Это может быть прямая интеграция host-to-host или использование решений мультибанк. В этом случае проблема контроля за переносом данных через файл становится не актуальной.
Контроль: Реестр платежей, сформированный и согласованный для отправки в банк, переносится в систему дистанционного банковского обслуживания без искажений.
Сверка система — банк
Сверка реестра платежей с выпиской банка — это классический и обязательный пост-контроль платежного процесса. Идеально, когда распознавание банковской выписки, как итоговой, так и промежуточной, настроено в автоматическом режиме с формированием отчета о расхождениях. Тогда сотрудник, отвечающий за выписку, получает информацию максимально оперативно.
Требования к ИТ-системам:
- Автоматическое распознавание банковской выписки и сверка с реестром платежей.
- Формирование отчета о расхождениях на основании сверки.
- Автоматический расчет банковских комиссий реализован на стороне ИТ системы с возможностью сверки с удержанными комиссиями банков.
Контроль: На ежедневной основе проводится сверка данных ИТ-системы с данными банковской выписки. Важно, чтобы данную сверку выполнял сотрудник, не вовлеченный в процесс исполнения платежей.
Смысл построения контрольной системы — не в создании бюрократических барьеров, а в том, чтобы сделать работу с деньгами безопасной и предсказуемой. Когда каждый контроль логичен, автоматизирован и направлен на конкретный риск, он перестает быть досадной «галочкой» и становится надежным инструментом, который реально помогает бизнесу, а не мешает ему.






